(Охотин Иван Яковлевич; 12.11.1829 - 25.05.1907, Новоиерусалимский мон-рь), архиеп. Херсонский и Одесский. Род. в семье клирика Благовещенского собора г. Арзамаса Нижегородской губ. свящ. Я. И. Охотина. До 13 лет обучался дома, в 1842-1848 гг.- в Нижегородской ДС, в 1849-1853 гг.- в СПбДА. По окончании курса 30 мая 1853 г. Охотин принял монашество. 7 сент. того же года И. был рукоположен во диакона, 13 сент.- во иерея.
30 окт. 1853 г. И. был определен в Костромскую ДС преподавателем нравственного и пастырского богословия, гомилетики и учения о расколе. По словам Е. Е. Голубинского (в то время воспитанника Костромской ДС), «преподаватель он был ревностный». С 22 янв. 1854 по 6 сент. 1855 г. И. был членом Комитета для рассмотрения катехизических поучений духовенства Костромской епархии. 18 апр. 1855 г. утвержден в степени магистра. 6 сент. того же года переведен инспектором и профессором богословских предметов в Ярославскую ДС. С 8 окт. того же года по 18 авг. 1858 г. преподавал учение о расколе на миссионерском отд-нии Ярославской ДС, с 8 дек. 1856 г. был цензором проповедей, с 28 дек. 1856 по 13 янв. 1858 г. исполнял обязанности ректора семинарии. 26 марта 1857 г. И. был возведен в сан архимандрита, 26 мая 1858 г. определен ректором Ярославской ДС и настоятелем Авраамиева ростовского мон-ря. Составил «Описание Ростовского Богоявленского Аврамиева мужского второклассного монастыря Ярославской епархии» (Ярославль, 1862). Как педагог И. пользовался признанием учащихся, архимандрит знакомил их с творениями св. отцов, произведениями свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского, свт. Филарета (Амфитеатрова) и др. духовных писателей, а также Ф. М. Достоевского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова и др. Ректор привел в порядок семинарскую б-ку, собственноручно переписав все каталоги и надписав шифры на книгах. 5 сент. 1870 г. назначен председателем Временного комитета по постройке нового здания Ярославской ДС. Ревизовал в июле 1856 г. Ярославское ДУ, в мае 1862 г.- Борисоглебское ДУ. В 1856-1870 гг. И. состоял цензором, благочинным и членом Ярославской духовной консистории. С 1 апр. 1860 г. был цензором «Ярославских епархиальных ведомостей». В 1870-1871 гг. там печатался его труд «Материалы для истории Ярославской ДС со времени ее преобразования в 1814 году», составленный по документам семинарского архива и др. источникам.
В 1870 г. И. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения. 23 июня 1871 г. назначен, 4 авг. наречен, 6 авг. хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии, в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Хиротонию совершил Новгородский и С.-Петербургский митр. Исидор (Никольский) в сослужении архиеп. Василия (Лужинского), Тульского еп. Никандра (Покровского), Кишинёвского еп. Павла (Лебедева), Выборгского еп. Тихона (Покровского). По должности викария И. управлял Святой Троицы мон-рем в с. Дермань и приписанным к нему кременецким в честь Богоявления монастырем. Первоначально проживал в с. Дермань, с апр. 1873 г.- в г. Кременце. В 1875-1876 гг. И. временно управлял Волынской епархией.
23 апр. 1879 г. И. был назначен епископом Харьковским и Ахтырским. Здесь в полной мере раскрылись его адм. способности. При И. был выстроен новый корпус Харьковской ДС, произведен капитальный ремонт зданий Харьковского ДУ, увеличено ассигнование средств на епархиальное жен. уч-ще. На личные средства И. обустроил здание больницы при жен. уч-ще. Архиерей положил основание епархиальному свечному заводу, содействовал открытию эмеритальной кассы для духовенства. За время пребывания на кафедре И. осмотрел большую часть церквей (437), причем посетил и те места, где архиереи не бывали по 30 лет. Причиной перевода И. с Харьковской кафедры стали конфликты с временным харьковским ген.-губернатором гр. М. Т. Лорис-Меликовым. На одном из совещаний И. открыто высказал неодобрение его деятельности и указал на необходимость проявлять больше внимания к нуждам правосл. Церкви.
15 сент. 1882 г. И. был назначен епископом Подольским и Брацлавским. 10 окт. того же года простился с харьковской паствой, 16 окт. прибыл в Каменец-Подольск. В новой епархии И. совершал поездки ежегодно, в течение 2-3 недель посещал свыше 100 приходов. Маршруты поездок публиковались в «Подольских епархиальных ведомостях». Архиерей обращал внимание на то, чтобы в этом издании преимущественно публиковались статьи о местной истории и очерки религиозно-бытовой жизни народа.
28 марта 1887 г. И. был переведен на Курскую и Белгородскую кафедру. 19 апр. того же года совершил последнюю литургию в каменецком кафедральном соборе, 23 апр. покинул город. В числе первых распоряжений И. в Курской епархии стал указ о введении в церквах «напева церковных песнопений, наиболее подходящего к духу православной церкви и сильнее располагающего умы и сердца молящихся в храме». Также для придания большего единообразия богослужебному пению епископ рекомендовал приобрести для церковных б-к нотные произведения. Курское епархиальное жен. уч-ще из 3-классного было преобразовано в 6-классное, И. содействовал открытию жен. воскресных школ. По инициативе И. при Курской ДС 10 марта 1891 г. было учреждено епархиальное братство во имя прп. Феодосия Киево-Печерского для оказания материальной помощи местному духовенству в распространении и утверждении христ. просвещения и для защиты верующих от влияния старообрядцев и сектантов. В 1892 г. в Курске И. принимал участие в открытии колонии для малолетних преступников, названной по предложению епископа «исправительной земледельческо-ремесленной колонией», совершил богослужение при освящении места и закладке 1-й постройки. Во время эпидемии холеры жертвовал средства на строительство лазаретов вокруг города, на создание приютов для детей-сирот.
3 сент. 1893 г. по настоянию С.-Петербургского митр. Палладия (Раева) И. был переведен в Херсонскую и Одесскую епархию с возведением в сан архиепископа. 2 окт. того же года прибыл в Одессу, 3 окт. возглавил 1-е богослужение в кафедральном соборе. В епархии И. учредил противораскольническую миссию и реорганизовал на новых началах противосектантскую, провел 1-й епархиальный миссионерский съезд. При вступлении И. на кафедру в епархии было 520 церковных школ, 19 367 учащихся; когда он покидал епархию - 678 школ и 35,2 тыс. учащихся. Одним из первых иерархов Русской Церкви И. отозвался на призыв об открытии в епархиях отделов Палестинского православного общества; отдел в Одессе был учрежден 19 дек. 1893 г. и стал вскоре одним из самых богатых. При И. был значительно расширен кафедральный собор, построено новое, величественное здание Одесской ДС. Архиерей основал 2-е епархиальное жен. уч-ще в Елисаветграде (ныне Кировоград), к-рое в его честь было названо Иустиновским, и оказывал финансовую помощь мн. ученикам, не имеющим возможности продолжать образование. В 1897 г. под непосредственным рук. И. началась деятельность эмеритальной кассы для духовенства и кассы взаимопомощи. В 1902 г. И. учредил фонд для устройства квартир преподавателям Одесской ДС, в 1905 г.- попечительство о бедных воспитанниках семинарии (тогда же названо Иустиновским), на что пожертвовал 15 тыс. р. Кроме того, И. пожертвовал на епархиальную богадельню для призрения бедных духовного звания более 30 тыс. р. (ок. половины всех затрат на обустройство богадельни). На средства И. был выполнен иконостас в семинарской церкви. Всего на нужды Херсонской епархии И. пожертвовал свыше 90 тыс. р. Библиотеке Одесской ДС завещал более 300 книг и рукописи лекций, читавшихся в СПбДА в 1819-1823 гг., записи его отца и сборник проповедей (1799) его деда - «студента богословия» И. Охотина.
В 1895-1896 гг. И. присутствовал в Святейшем Синоде, 14 мая 1896 г. участвовал в коронации имп. Николая II. 2 июня 1896 г. вернулся в Одессу. В том же году принял участие в торжествах при открытии мощей свт. Феодосия (Углицкого), архиеп. Черниговского. 30 окт. 1903 г. в Одессе отмечалось 50-летие священнослужения И., для подготовки мероприятия с сент. 1902 г. действовал специальный комитет. В день торжества в богослужении участвовали до 120 протоиереев и священников, присутствовали 25 депутаций от епархий, где ранее служил И., от духовно-учебных учреждений, где он преподавал, и т. д. По словам современника, И. «умел внушить уважение к епископскому сану не только представителям местной гражданской власти, но и инородцам, наполняющим Одессу» (В. Т. 1907. С. 936). 26 марта 1905 г. И. был уволен на покой по собственному прошению «по преклонности лет», 29 марта назначен управляющим Новоиерусалимским в честь Воскресения Христова мон-рем. 24 апр. совершил последнее богослужение в Одессе, 26 апр. покинул город.
И. был избран почетным членом Кременецкого Богоявленского братства Волынской губ. (1881), Российского об-ва покровительства животным (1881), Имп. Православного Палестинского об-ва (1883; имел знак об-ва 1-й степени), Иоанно-Предтеченского братства в Каменце-Подольске (1884), братства свт. Димитрия Ростовского (1884), Ростовского музея церковных древностей (1885), Курского губ. статистического комитета (1887), Каменец-Подольского благотворительного об-ва (1887), Курского об-ва вспомоществования учащимся (1888), братства Св. Софии в Новгороде (1888), Суджанского благотворительного об-ва в Курской губ. (1888), Подольского епархиального историко-статистического комитета (1891), братства равноап. вел. кн. Владимира в Берлине (1892), Одесского Имп. об-ва истории и древностей (1894), СПбДА (1896), КДА (1901), КазДА (1903), действительным членом Холмского правосл. Богородичного братства (1884; имел знак 1-й степени) и др. Награжден орденом св. Анны 1-й (1879) и 2-й (1861) степени и знаками этого ордена с имп. короной (1865), орденами св. Владимира 1-й (1904) и 2-й (1883) степени, св. Александра Невского (1891) и бриллиантовыми знаками этого ордена (1896), бриллиантовым крестом для ношения на клобуке (23 июня 1901), а также болг. орденом «За гражданские заслуги» 1-й степени.
Скончался во время богослужения в алтаре Воскресенского собора Новоиерусалимского мон-ря, погребен в этой обители. Заупокойную литургию 27 мая 1907 г. совершили митр. Московский сщмч. Владимир (Богоявленский) и еп. Омский Григорий (Полетаев) (друг И. по Нижегородской ДС, проживавший на покое в Новоспасском московском мон-ре) в сослужении новоиерусалимской братии. В отпевании принял участие и Дмитровский еп. Трифон (Туркестанов).
Слова, речи и поучения И. печатались в «Ярославских ЕВ», «Подольских ЕВ», «Волынских епархиальных ведомостях», «Курских епархиальных ведомостях», «Херсонских епархиальных ведомостях». И. не любил длинных поучений, считая, что «надо говорить столько, сколько может внимательно, без напряжения прослушать человек, пребывающий в труде, в работе или в службе; не доводя его до притупления, при котором он стоит в храме, не слушая» (Андреевский. 1908. С. 174).